2. Текст книги
Домашняя Вверх Результаты Вопросы и ответы: раннее развитие детей Введ. в сист. МИРР Комплекты Д/с и школы МИРР Новости системы МИРР Стол заказов МИРР

 

Глава 2. Когда и как пришла идея увеличить эффективность обучения в десять - двадцать раз и дать детям пять высших образований до 18 лет?

2.1. Реально используемый потенциал в традиционной системе образования в 20 раз ниже, чем у конкурентов?

В 1949 году бывшие вундеркинды, лучшие математики и психологи по инициативе Норберта  Винера, организовав знаменитый семинар  приступили к пересмотру психологии и обучения человека с позиций методов теории управления – кибернетики  и информатики. Проведя расчеты, ученые заявили о том, что возможности детей гораздо шире, чем было принято думать. Некоторые исследователи прямо указывали, что в каждом ребенке  скрывается гений, что человек использует свой мозг только на 5 %... {Список рекомендуемой литературы: 7.1 – 7.8}. 

Где-то среди оставшихся 95 % были скрыты одаренность, таланты и гениальность, и почти никто ими не пользовался и не пользуется до сих пор! Я думаю, что это произошло потому, что долгое время в СССР кто-то упорно называл кибернетику (теорию управления) «лженаукой» и, наверное, поэтому наше официальное научное сообщество не адекватно реагировало на открытия Н. Винера и его коллег. Рождение новой, научной, математической теории обучения осталось в СССР почти не замеченным обществом. В то же время в других странах происходило развитие прикладных разделов кибернетики: математической психологии {7.9} и других.

К счастью, через несколько лет благодаря усилиям академика А.И. Берга был создан «Научный Совет по кибернетике» (НСК). В отчёте за 1967 г. сказано, что к работе НСК на общественных началах привлечено более 800 человек, в том числе 14 академиков, 30 членов-корреспондентов, около 200 докторов наук и свыше 350 кандидатов наук. Запрет на кибернетику (или её саботаж?) был преодолен {7.11, 7.12}.

Вот тогда то, в середине 60-х годов, многие в нашей стране, в том числе и я, услышали про эти удивительные пять процентов, из которых следовало, что мозг человека может обучаться и работать в двадцать раз более эффективно, чем до сих пор считают педагоги.  

Передо мной открывался океан неведомого и, веря, что, после космического века наступает, наконец, век психологии, преисполненный уважения к науке, я немедленно попытался проверить эти выводы.

Факты и рекомендации. Моя уверенность в правоте учёных и решимость раскрыть огромный потенциал человека была основана ещё и на практическом опыте. Случилось так, что ещё в 1960 году мой отец, по настоянию матери и после серьезного разговора родителей при мне, провел со мной экспресс-курс обучения и научил меня рисовать так, как умел сам. В результате с 9-10 лет мои рисунки все окружающие принимали за работы профессионала, имеющего диплом и восторгались, не допуская и мысли о том, что рисовал … третьеклассник. В свою очередь изумлялся и я: ведь я то, всего-навсего, строго выполнял то, что мне сказал делать во время рисования отец! Из этого следует Рекомендация 2.1.1: Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами. Кстати, я обнаружил, что оказывается, на этом стоит Библия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» - ключевая заповедь, четвертая по счету и самая первая в ряду конкретных предписаний {Второзаконие, 16}.

Но мой отец-то был художником-профессионалом и выполнял самые ответственные заказы в столице республики - для ЦК и правительства и даже иногда тайно рисовал иконы. Он получал за свои работы  зарплату, а я теперь имел не только похвалы, но и проблемы: рисунки у меня отбирали старшеклассники и все просили что-нибудь изобразить… бесплатно. Постепенно я стал скрывать подаренное мне отцом умение рисовать.

Рекомендация 2.1.2: Если хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей, хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи. Кстати, именно так поступал Моцарт-отец. В противном случае в будущем все ваши усилия могут оказаться бесполезными.

Прошло несколько лет. Мне, можно сказать, повезло: через четыре года, наконец, нашёлся учитель, который весьма оригинально «похвалил», поощрил меня за то, что я «строго выполнял указания моего отца». Этот учитель, бывалый фронтовик, огромного роста и внушавший всем благоговейный страх своими резкими высказываниями и оценками, вдруг однажды полностью освободил меня от занятий по рисованию, а потом и по черчению. Это был честный человек и на первом уроке  он, видимо, опрометчиво заявил всему классу: «Я освобожу того, кто нарисует лучше меня!». Освобождение меня от рисования и черчения стало лучшей наградой, повлиявшей на всю жизнь и оказалось одним из самых светлых воспоминаний периода школы. Этот опыт заставлял меня думать, что и по другим специальностям и предметам можно получить такие же результаты и всё дело заключается только в «правильной методике обучения» и зависит честности и порядочности педагогов.

Так, с 1965 года я обрёл существенную свободу действий. Поскольку на меня было возложена ответственность за учебу, развитие и воспитание трех детей: двух малолетних братьев и меня самого, я начал экспериментировать. По существу, дом нашей семьи был превращён в многоцелевую экспериментальную площадку для детского сада–школы семейного типа, действовавшей на основе полной самоокупаемости. В дальнейшем, через много лет я узнал, что примерно так это было, например, у А.С. Макаренко и у Б.П. Никитина. Что это такое? Состав и структура домашней, семейной учебно-воспитательной площадки для родителей приводятся в главе 4, которая так и называется: «Каждой семье – домашний детский сад семейного типа».

     Поэтому уже к 1969 году были реализованы некоторые чрезвычайно эффективные приёмы, методы развития и обучения - им до сих пор нет аналогов. Говоря казённым языком, вот они то, эти методы и позволили учителям принять решение и «по собственной инициативе» освободить воспитанников этой домашней экспериментальной площадки от части занятий в школе в общей сложности по шести предметам, включая физическое воспитание и музыку (стр. 9-10, Табл. 1).

     Но это ещё не всё. Кроме того, произошло ещё одно чудо: «воспитанники этого детского сада-школы, несмотря на отсутствие матери, полностью избавились от хронических заболеваний: врачи сняли их с диспансерного учёта! Прошло лето, и осенью-зимой 1968 года дети стали чемпионами школы и призерами города по многим видам разных спортивных состязаний.

     Так я постепенно приходил к выводу, что судьба детей, их свобода зависит от методик обучения, а будущее страны определяет не генеральный секретарь и не президент, а АПН – Академия педагогических наук или тот, кто стоит за ней. Считалось, что: «Образование – свобода для раба». Но всё, что вокруг меня происходило в детских садах и школах, можно было как раз назвать наоборот: «образование – как методы воспитания рабов» и это восхвалялось, как «лучшее в мире образование»! Большинство из нас слепо верили «образовательному сообществу». Однако последующие события: застой и развал СССР доказывают, что оно, это образование, было лучшим не для нас, а для наших конкурентов. Как мог, я не уставал бороться с рабским образованием, но необходимо было донести это открытие до всех.

     Нужна была модель, какой-то наглядный график, где можно будет условно и приближённо отобразить качество и количество образования. Нужно было построить некую линию жизни ребенка, траекторию, которая будет понятна любой маме, любому родителю. Рисунок должен позволить отобразить проблемы и возможности их ребенка, а также, что особенно важно, методики ускорения обучения детей  в 5, 10 – 20 раз.

     Всё это желательно отобразить на бумаге, чтобы любая мама смогла увидеть, чего, на самом деле, может её ребенок и как далеко могут уйти конкуренты? Этот график будет построен в Главе 2.

     Но детский сад и школа образования ведут к высшему образованию – а что дальше? За сорок лет к 2006 году педагоги новаторы России сумели пройти путь полный открытий, чтобы родители смогли сохранить здоровье, одарённость и дать детям до пяти высших образований до 18 лет! Какими должны или могут быть перспективы и методы освоения нескольких высших образований  экстерном?

 Получить полный текст книги

Продолжение: Книга 2 Методы и модели максимального раскрытия генетического потенциала ребенка. Серии : «Как воспитывать ребенка одарённым в эру Человека Развитого?»

Домашняя Вверх 2. Методы и модели максимального раскрытия генетически обусловленного потенциала человека1. Одаренность детей и тайна управления человечеством

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Уважаемые родители!
Ваши предложения и пожелания направляйте по адресу :
- МИР ребенка

 © Академия образования, социального и экономического развития, 1999 - 2007
 ©
П.В. Тюленев

Hosted by uCoz